
Его звали Бурим Яков Силович. Не вернувшийся домой солдат Великой Отечественной войны. Постепенно количество материалов и сведений возросло и возникла необходимость их систематизировать, упорядочить и разместить в Сети, что бы можно было показывать другим людям и проводить расследование дальше
В моем распоряжении есть всего две его довоенных фотографии. Еще есть диплом об окончании техникума, коротенькое письмо. Вот и все материальные свидетельства жизни этого человека. Но надобно помнить, что я сам, моя мать, моя сестра, её дочь и мои дети тоже являются материальным свидетельством того, что этот человек жил (кстати, жил не так уж давно).
А это обязывает. Обязывает знать больше.

Это фотокопия донесения о безвозвратных потерях рядового и командного состава советской армии датированная 6-м июня 1944 го года с которой собственно и началось расследование. До этого не было известно ровным счетом ничего.
Еще раз огромное спасибо за сподвижнический труд тем кто оцифровывал и систематизировал все эти "горы документов" на http://www.obd-memorial.ru/ Низкий поклон, Вам, труженики. Без всякого эпотажа кланяюсь до земли Вашему благородному труду.
С огромным удовольствием помещаю здесь их баннер. Кликайте. Заходите.
Вот карта района боевых действий по состоянию местности на 1989-й год
Вот карта движения советских войск и войск противника 26 марта - 14 апреля 1944 года

Вот карта расположения войск 37-й армии к исходу дня 6-го апреля 1944-го года. Примечательно что на ней отдельно показано движение двух стрелковых полков 188-й стрелковой дивизии . К северу от железнодорожной станции Раздельная из района Слободзеи фланговый обход противника с юга и выход в район Яковлевки к берегу реки Кучурган.

Обелиск на Кицканском плацдарме, где я обязательно побываю. Наверняка не один и наверняка с цветами и не зависимо от того чем именно завершится мое расследование.

Рассказ Юрия Марковича Луковского. Невероятно, но факт. Мне удалось отыскать живого свидетеля, который был там в то самое время в том самом месте и участвовал в тех самых боях. Юрий Маркович удивительно бодр и обладает ясным умом, несмотря на свой почтенный возраст. Работает председателем совета ветеранов Великой Отечественной войны в городе Тюмени. Конечно, он не вспомнил лица по фотографии, он не вспомнил фамилии. Но этот человек вполне мог хлебать с моим дедом из одного котелка или видеться мельком где то в те лихие дни. И уж совсем наверняка он слышал одни с ним звуки артиллерийских разрывов, вдыхал одни запахи пыли, пороха и пожаров, чувствовал и испытывал одно и то же. Несмотря на явные длинноты, рука не поднялась монтировать ролик. Воспроизвожу весь рассказ как было. В ходе интерьвью я дважды ошибочно назвал Тирасполь Тернополем. Виноват. Конечно же речь шла о Тирасполе.
Расследование о судьбе моего деда from Nestor on Vimeo.
Скачать ролик (640x480 Wmv 100 mb)
Суммировать все, что я теперь знаю можно теперь так
Мой дед Бурим Яков Силович 1910 г. р. колхозный зоотехник находился на окупированной территории. В армию призван не был по причине врожденной дисплазии тазобедренного сустава а так же ввиду быстрой окупации в июле 1941 года села Каменка Каменко-Днепровского района Запорожской области. Во время окупации жил в селе жил с женой Бурим Верой Илларионовной и дочерью Бурим Людмилой Яковлевной 1939 г р. (моей матерью). По распоряжению окупационных властей был был отправлен на работу в Германию. О его дальнейшей судьбе не было известно ничего до того момента, когда семья получила похоронное извещение о том, что он будучи бойцом Советской Армии пропал без вести. Как он был призван, как складывалась его жизнь между отправкой на работу в Германию и призывом в Советскую армию ??? Имел ли он какие либо отношения с органами СМЕРШ при призыве в советскую армию или они ничего не знали о том что он жил почти три года на окупированной территории и был мобилизован окупационными властями как ост-арбайтер. Вопросов пока больше чем ответов. Но доподлинно известно, что в 1944-м году он был призван Мостовским районным военкоматом Одесской Области. Достоверно известным можно считать, что 12-го апреля 1944-го года он в составе 580-го стрелкового полка участвовал в ночном штурме города Тирасполь. 580-й стрелковый полк входил в состав 188-й Нижнеднепровской краснознаменной стрелковой дивизии, которой в то время ( c 11.04.1944 по 02.05.1944) командовал Сенин Сегей Семенович. Дивизия входила в состав 37-й армии. Армия входила в состав 3-го Украинского фронта под командованием Малиновского Р. Я.
13 или 14-го апреля в составе полка форсировал реку Днестр в районе его трёх излучин западнее города Тирасполь. Участвовал в тяжелых боях на Кицканском плацдарме на правом берегу Днестра. После того, как нашими войсками была перерезана железная дорога на Бандеры Малиновский отдал приказ о переходе к обороне. Это случилось 27-го апреля. А 26-го Бурим Яков Силович пропал без вести. Это означает что 25-го он был а строю, а 26-го в строй на поверке не встал, но среди убитых и раненых обнаружен не был. В течении апреля 1944-го в 580-м стрелковом полку пропали без вести 39 человек из них на 26-е апреля пришлось 25 человек пропавшими без вести. Об этом сказано в донесении о безвозвратных потерях сержантского и рядового состава начальника 4-го управления штаба дивизии капитана Безрядина от 22 Мая 1944 го года вх № 34304с. Почему в донесении, которое написал капитан Безрядин одни лишь пропавшие без вести и нет погибших? Не был ли это штрафбат. Большинство из пропавших без вести были призваны Мостовским, Раздельненским и Парканским военкоматами. Полк проходил по этим населенным пунктам 2 - 6 недель назад. Из Рассказа Юрия Марковича Луковского, живого свидетеля тех событий, ясно что штрафного батальона в дивизии не было. Он же указывает на то что донесение от 22 го мая о пропавших без вести за 26-е апреля (более месяца назад) не есть что то необычное. Просто об убитых донесли сразу же. А о пропавших без вести составили отдельное донесение спустя месяц, когда стало ясно окончательно что человека нет. В этом капитан Безрядин поступил согласно обычной практике. Есть очень тяжелое осознание того, что дед остался не похороненым. Юрий Маркович рассказывал, что очень многих хоронили местные жители, причем хоронили с участием священнников из монастыря в Кицканах. На Кицканском плацдарме в центре находится высота, на которой и стоит село Кицканы, а вокруг очень много мест представляли собой плавни, да и время было- апрель, паводок, высокая вода. Из рассказа Юрия Марковича Луковского следует, что позиции полка находились на Кицканском плацдарме в 3-х километрах западнее Ново-Нямицкого монастыря. У меня же есть определенное сомнение в том где именно следует искать место, где находился полк 26-го апреля. Если 27-го Малиновский отдал приказ о переходе к обороне после того как железная дорога на Бандеры была перерезана. Если 26-го пропало без вести 25 бойцов из 39-ти пропавших без вести за весь апрель 44-го. Не следует ли из этого что 26-го апреля 580-й полк дрался на железнодорожном полотне значительно западнее Кицкан. Где то в семи километрах западнее монастыря. Где то около, или на самой железнодорожной станции Киркаешты.
Это предстоит выяснить. Поиск продолжается. Очень хочу узнать номер батальона роты и взвода в составе 580-го стрелкового полка, где он служил. Это может многое прояснить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий